Шрифт

Изображения

Цветовая схема

2013 год станет знаковым для алкогольной отрасли

04.02.2013

О новых условиях алкогольного рынка, которые продиктованы изменениями в федеральном и региональном законодательстве, шла речь на встрече с предпринимателями в Торгово-промышленной палате.

Реформирование алкогольной отрасли продолжает вносить существенные изменения в деятельность региональных производителей и продавцов алкогольной промышленности. О новых условиях алкогольного рынка, которые продиктованы изменениями в федеральном и региональном законодательстве, шла речь на встрече с предпринимателями в Торгово-промышленной палате.

Изменения, которые ожидают отрасль, условно можно поделить две группы: «региональные» и «федеральные». Первые связаны с тем, что с 1 января 2013 года полномочия по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции переданы на областной уровень. Теперь этой работой будет заниматься Департамент потребительского рынка Ростовской области.

Практика выдачи лицензий в муниципалитетах фактически исчерпала себя. Сегодня она сохраняется в небольшом количестве субъектов РФ, в которых маленькая плотность населения при большой территории – рассказывает директор Департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов: «В основном, это регионы со слаборазвитой дорожной и информационной сетью. Например, Ханты-Мансийский автономный округ или Республика Карелия. Что касается ведущих субъектов РФ, то там уже давно функции по лицензированию выполняются областным органом». Этот шаг, по мнению Андрея Иванова, своевременный и совершенно безболезненный для игроков розницы.

Что же касается изменений в госрегулировании алкогольного рынка, которые были инициированы федеральными органами власти, то здесь не все столь однозначно.

Так, например, с 1 января 2013 года пиво приравняли к спиртным напиткам со всеми вытекающими последствиями. Купить его в ночное время суток уже нельзя. Кроме того, розничная продажа пива отныне может осуществляться только в стационарных торговых объектах.

Повлияет на розницу алкоголя и Постановление Правительства РФ «Об определении органами государственной власти мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности…». Оно утверждено в конце прошлого года и уточняет объекты и территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Все эти нововведения в совокупности с действующими минимальными розничными ценами на водку, коньяк и бренди существенно повлияют на розничную торговлю, которая и без того в регионах ежегодно сокращалась. Так в Ростовской области лицензионная сеть за последние годы уменьшается на 10-15 % в год. Ситуация осложняется еще одним нововведением. Для контроля оборота алкогольной промышленности в прошлом году было введено и обязательное декларирование не только оптовиков, но и розницы. Кроме того, отчитываться должны компании, перевозящие этиловый спирт и нефасованную спиртосодержащую продукцию.

«Государство ставит перед собой задачу обеспечить прозрачность алкогольного рынка и четкое понимание пути каждой бутылки от производства до реализации», – уверен директор Департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов. Однако, как показывает практика, торговцы алкоголем зачастую подают декларацию без сверки. С одной стороны, им не хватает квалификации, сотрудников, а с другой – они просто привыкли работать по старинке. В итоге, как минимум, 10% от тех, кто реализует сегодня пиво в самых отдаленных точках области, либо вовсе не подают декларацию, либо подают ее с неточностями. И это более всего относится к малому бизнесу в сельских территориях. А ведь в Постановлении четко сказано, что за повторное непредоставление декларации, как впрочем, и за предоставление неверной информации, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка может лишить лицензии. Причем сверка деклараций оптовиков и розницы может доставить неприятности обоим участникам рынка.

Департамент потребительского рынка Ростовской области не заинтересован в сокращении лицензионной сети магазинов, особенно в сельских территориях, – заверил предпринимателей Андрей Иванов: «Мы, так же как и вы, заинтересованы в развитии вашего бизнеса, вне зависимости от того являетесь вы производителями алкогольной продукции, оптовиками или представителями розницы. Именно поэтому мы предлагаем вам рассмотреть ряд предложений по предупреждению нежелательных последствий». Он предложил предпринимателям не занимать выжидательную позицию, а вести конструктивный диалог с использованием всех возможных инструментов, включая участие в различных общественных объединениях.

По итогам совещания было принято решение о ежеквартальных встречах с предпринимателями, на которых игроки рынка смогут ознакомиться с предложениями департамента. В свою очередь директор Департамента потребительского рынка заверил, что в самое ближайшее время будет изучен положительный опыт регионов в решении проблемных вопросов: «Мы попытаемся обобщить все положительное, что имеется. Обязательно учтем ваши пожелания и региональные особенности для того, чтобы создать почву максимального благоприятствования для развития легального прозрачного рынка оборота алкогольной продукции на территории области».

Поделиться

Следующие новости