Шрифт

Изображения

Цветовая схема

Багаевский гидроузел – важная веха в развитии безопасного судоходства страны!

04.06.2013

В Ростове-на-Дону прошел круглый стол, посвященный перспективам развития воднотранспортного комплекса Юга России и созданию условий безопасного судоходства.

В Ростове-на-Дону прошел круглый стол, посвященный перспективам развития воднотранспортного комплекса Юга России и созданию условий безопасного судоходства. В обсуждении приняли участие представители Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального агентства водных ресурсов, Союза «Национальная палата судоходства», а также донские экологи, инженеры-проектировщики и многие другие.

Цель круглого стола – изучить все экспертные мнения по вопросу строительства Багаевского гидроузла. Организаторы мероприятия предложили в открытом режиме обмена мнениями обсудить социально-экономический эффект проекта, вопросы сохранения экосистемы водно-биологических ресурсов Донского бассейна, как при его строительстве, так и в процессе дальнейшей эксплуатации.

По имеющимся данным Союза «Национальной палаты судоходства» только в 2012 году потеря грузооборота составила свыше 2,5 млн тонн, что в денежном эквиваленте около 2.5 млр рублей. Причина недогруза судов – отсутствие необходимых глубин в некоторых участках Дона.

«На мелководье происходит скопление судов. Нужно понимать, что на их борту часто имеются такие опасные грузы, как нефть. Посадка на мель для такого судна – грозит экологической катастрофой. Именно поэтому мы выступаем за строительство Багаевского гидроузла, который позволит поддерживать необходимый уровень воды в Дону» - разъяснил свою позицию президент Союза «Национальная палата судоходства» Алексей Клявин. По его словам для перевозки необходимого объема крупнотоннажных грузов каждое судно вместо одного рейса выполняет несколько. Это отражается на безопасности перевозимых грузов, да и на экологии в целом: «Всегда крупнотоннажные грузы тяготели к перевозкам водным транспортом. Мы подсчитали, что одно судно с грузом в 5000 тонн – это, как минимум, 500 грузовиков. А теперь представьте количество выхлопных газов, затраченные средства на ремонт дорог, пробки в крупных городах. Все это звенья одной цепи».

Он также напомнил, что Россия подписала Европейское Соглашение, в котором участок реки Дон от входа в Волго-Донской судоходный канал до устья включен в состав важнейших внутренних водных путей международного значения. Это значит, что на этих участках необходимо обеспечить 4-х метровую глубину судового хода. Именно поэтому строительство Багаевского гидроузла – это национальный проект, имеющий огромное значение для экономики и развития страны в целом. Об этом на одном из заседаний говорил и президент РФ Владимир Путин: «Волго-Донской водный путь должен получить второе рождение».

По мнению инженеров-гидротехников, строительство низконапорного гидроузла близ хутора Арпачин даст мультипликативный эффект:

- решит основную проблему – увеличит провозную способность флота, без увеличения количества рейсов и судов;

- обеспечит развитие портовой инфраструктуры для Ростовской области и всего Юга России и даст дополнительный импульс для судостроения и обновления флота;

- создаст безаварийный отстой транспортного флота, что повысит безопасность судоходства.

Кроме того специалисты рассчитали, что строительство Багаевского гидроузла позволит сэкономить 3 кубокилометра воды. Которые могут быть направлены на другие хозяйственные нужды.

Важное место в работе гидротехников сыграли интересы рыбного хозяйства. Гидроузел будет построен на участке, где Дон расходится на два рукава. Когда для реализации объекта придется перекрыть один из рукавов, другой останется свободным. Это значит, что рыба сможет свободно плавать. Также в проекте предусмотрены рыбопропускной шлюз и рыбоходно–нерестовый канал. Шлюз позволит создать привлекающий рыбу дополнительный поток воды. Канал поможет рыбе зайти в верхний бьеф, а также и на нерест в его тракт. Таким образом, гидроузел не будет препятствовать проходу рыбы в реку Маныч. Все это наряду с учетом увеличения объема воды в новом водохранилище позволит не только не сократить, но и приумножить рыбные запасы.

Для того, чтобы проект пагубно не отразился на экосистеме руководитель Донского бассейнового водного управления Наталья Березовская предложила проектировщикам обратить особое внимание на качество сбрасываемой воды, учитывая опыт эксплуатации Цимлянского водохранилища. В тоже время она отметила, что загрязнение воды сегодня обусловлено, прежде всего, отсутствием качественных очистных сооружений у предприятий-водопользователей: «Я приведу пример, что из 148 водопользователей, которые осуществляют сброс сточных вод в водные объекты Ростовской области, только 27 обеспечивают нормативную очистку». По мнению Натальи Березовской к вопросу сохранения водных биозапасов нужно подходить системно и комплексно.

Это мнение полностью разделяет заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк. Он напомнил, что все пожелания и предложения будут обязательно учтены на последующих стадиях проектирования: «Когда будет выполняться техническое и рабочее проектирование, мы к вам придём за техническим заданием, где все вы сможете отразить, а мы должны будем выполнить, чтобы получить ваше положительное заключение». Подводя итоги мероприятия он высоко оценил консолидацию всех ведомств и структур для создания наиболее оптимальных и эффективных инженерных решений при строительстве Багаевского гидроузла: «Мы все здесь без исключения заинтересованы в том, чтобы сохранить наши рыбные запасы, максимально не потревожить экосистему. Ведь, у нас есть семьи и мы не хотим оставить после себя пустыню».

Участники круглого стола пришли к выводу, что скорейшее принятие решения о строительстве Багаевского гидроузла в близи х.Арпачин – является стратегически необходимым и актуальным. Однако практику межотраслевых обсуждений необходимо продолжить, для того чтобы максимально устранить проблемные вопросы. Ведь в итоге строительство Багаевского гидроузла не только позволит увеличить объем перевозимых грузов и безопасность их транспортировки, но и позволит создать дополнительные рабочие места, но увеличит налоговую базу региона.

Поделиться

Следующие новости

Руководителям организаций!

ТПП РФ совместно с ОАО «МСП Банк» проводит исследование внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий.

05.06.2013