RUS       ENG
На главную             Написать письмо             Карта сайта
Торгово-промышленная палата Ростовской области

 

14.11.2019

Застройщики предлагают изменить правила игры госзакупок

Члены Правления областной ТПП поддержали инициативу профильного комитета Торгово-промышленной палаты Ростовской области. Ее суть - инициировать изменения в законодательство, регламентирующее госзакупки в сфере строительства.

Существующая система госзакупок строительных работ не соответствует современным реалиям. Она привела к тому, что опытные застройщики отказываются от участия в аукционах на строительство бюджетных объектов или планируют «выйти из игры» в ближайшее время. О причинах такого положения дел рассказал вице-президент ТПП Ростовской области Сергей Шнейдер, который выступил с докладом на заседании Правления ТПП Ростовской области 12 ноября.

Анализ госзакупок в сфере строительства демонстрирует неэффективность электронных аукционов, а в некоторых случаях даже ущерб. По итогам мониторинга 64 закупок строительных работ, произведенных государственными и муниципальными заказчиками Ростовской области с 12 июля по 26 августа 2019 года, половина всех аукционов признана несостоявшимися с присуждением контракта единственному участнику, а еще 22% вообще не имели участников. При этом 69% запланированных бюджетных средств достались единственным участникам торгов, а 16% таких ассигнований не были востребованы вообще.

В среднем по стране, при вынужденном присуждении контракта единственному участнику зачастую пятая часть таких процедур вообще заканчивается ничем (потенциальные подрядчики отсутствуют). В тех же случаях, когда аукционы состоялись, и бюджетная экономия в результате демпинга появилась, заказчики в большинстве случаев имеют дело со снижением качества строительства, срывом сроков ввода объектов в эксплуатацию и с многочисленными судебными или антимонопольными разбирательствами. В среднем, на две осуществленные процедуры приходится одно обращение в УФАС или арбитражный суд. В Ростовской области абсолютным рекордсменом по этому показателю является департамент ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону, имеющий на 44 закупки 47 обращений в суд и 12 жалоб в УФАС.

Важно, что в России отсутствует ответственность для таких заказчиков, отмечает докладчик. Сергей Шнейдер приводит в пример Австрию, где уже после двух проигранных дел чиновник лишается должности. Вспоминая свой опыт работы в Региональном бюро реализации проекта Всемирного Банка, с 1997-го по 2007 год, когда за это время было реализовано множество общественно значимых проектов по линии Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Сергей Шнейдер рассказывает: «Мы провели 360 закупок и торгов, не было ни одной жалобы или обращения в Арбитражный суд Ростовской области».

Сегодня же около половины всех обращений в УФАС и арбитражные суды заканчивается не в пользу заказчиков. А ведь любой подрядный контракт между органом власти и частной компанией является проектом государственно-частного партнерства. А партнерство, в свою очередь, подразумевает равномерное распределение прав, обязанностей и рисков между партнерами. Но исходя из того же мониторинга 64 закупок Ростовской области, только в одном случае был предусмотрен аванс. При этом затраты участников конкурса на обеспечение заявки и исполнение контракта, в среднем, составляли от 21% до 40% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК) и во всех случаях отсутствовала возможность обсуждения условий контракта.

Нужно отметить, что по данным Счетной палаты РФ, 74,6% всех нарушений в процессе государственных и муниципальных закупок происходит при обосновании начальной максимальной цены контракта (НМЦК). И здесь заказчиков можно понять: ввиду отсутствия адекватных механизмов ценообразования они вынуждены пользоваться так называемым базисно-индексным методом, заимствованным из советского прошлого. Перед сметчиками стоит непростая задача: используя широкий круг разнообразных индексов, якобы отражающих инфляционные процессы за последние 28 лет, перевести цены 1991 года в действующие цены.

Новый для нашей страны и старый испытанный для всех остальных ресурсный метод ценообразования у нас внедряется неохотно, констатирует Сергей Шнейдер. Дело в том, что обязанность строительных организаций предоставлять ежеквартальную информацию по объемам и стоимости выполненных строительных работ последними игнорируется. В Ростовской области такую информацию передают только 20% застройщиков, несмотря на наличие специального постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N°1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» и создание федеральной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). В результате использовать данные ФГИС ЦС в практической работе в полной мере невозможно.

ТПП Ростовской области, как одно из крупнейших бизнес - объединений в регионе, ходатайствует перед Правительством РФ об исключении строительных и проектно-изыскательских работ из «Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 03.06.2019).

Для практиков вполне очевидно, что строительные работы не должны участвовать в электронных аукционах. Любая стройка уникальна, и сегодня никто в мире не закупает строительные работы на аукционе. Пришло время вернуться к проведению конкурсов, позволяющих в первую очередь оценивать опыт и квалификацию потенциального подрядчика, а затем уже рассматривать ценовые предложения. Потому, что сегодня заказчик не может выбирать аукцион или конкурс. В результате покупается не то, что необходимо, а то, что дешевле. Вся система закупок направлена против внедрения инноваций, что обязательным образом сказывается на качестве возводимых за бюджетный счет объектов.

Еще одна инициатива ТПП Ростовской области - ходатайствовать перед Минстроем РФ об ускорении перехода от устаревшего базисно-индексного метода («базисные» цены 2001 года каждый год умножаются на соответствующие индексы) на ресурсный (мониторинг рыночных цен на материалы и работы и расчет смет, исходя из них) метод ценообразования в строительстве.

Члены Правления областной Торгово-промышленной палаты поддержали предложенные инициативы и подтвердили актуальность поднятой проблематики. Они выступили с предложением подробно прописать механизмы, которые бы поставили заслон безответственным исполнителям при конкурсной процедуре. Сергей Шнейдер заверил коллег, что готов собрать и обобщить все предложения, прежде чем документ отправится к адресатам.

Ирина Фомина

Пресс-служба

ТПП Ростовской области

Лента новостей

22.06.2020

Ростовские производители могут наладить экспорт во Францию

Ростовские производители могут наладить экспорт во Францию Торговый представитель Российской Федерации во Французской Республике Макаров М.Ю. обратился к предприятиям Ростовской области с предложением о сотрудничестве.

18.06.2020

Бизнес предлагает новые меры поддержки

Бизнес предлагает новые меры поддержки Светлана Абдулазизова выступила на совещании Губернатора Ростовской области В.Ю.Голубева с представителями бизнес-сообществ

17.06.2020

Иран ищет бизнес-партнеров на Дону

Иран ищет бизнес-партнеров на Дону 16 июня прошли онлайн-переговоры между президентом ТПП Ростовской области и председателем Торгово-промышленной палаты провинции Мазандаран Исламской Республики Иран, в ходе которых стороны договорились о встрече после снятия ограничительных мер

16.06.2020

Поиск и подбор иностранных покупателей для субъектов МСП

Поиск и подбор иностранных покупателей для субъектов МСП Союз «Торгово-промышленная палата Ростовской области» оказывает услугу по поиску и подбору иностранного партнера для субъектов малого и среднего предпринимательства