Шрифт

Изображения

Цветовая схема

Проведен анализ работы горячей линии «Форс-мажор» при ТПП Ростовской области за 2020 г.

18.02.2021

Экспертами ТПП оказано более 1000 консультаций, рассмотрено 693 обращения, выдано 96 заключений о форс-мажоре

Напомним, что свидетельствование обстоятельств форс-мажора на территории нашей страны осуществляется ТПП на основании Закона РФ от 7 июля 1993 года «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». Особенно востребованным это направление деятельности стало в период первой волны коронавирусной инфекции, во 2-м квартале прошлого года, когда региональные палаты открыли свои «Горячие линии» для оперативного рассмотрения обращений предпринимателей, связанных с невозможностью исполнить свои обязательства перед контрагентами по причине введенных органами власти ограничений.

В ТПП Ростовской области эту деятельность в течение всего прошлого года осуществляло правовое управление. За 9 месяцев управлением было проведено 1086 устных консультаций, рассмотрено 693 официальных обращения на «Горячую линию», выдано более 100 заключений о форс-мажоре. В остальных случаях отказ в выдаче был мотивирован отсутствием причинно-следственной связи между ограничительными мерами органов власти и неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств.

По информации начальника правового управления Юлии Левиной незначительное количество выданных положительных заключений не означает, что все остальные обращения не имеют перспективы. Отказ территориальной торгово-промышленной палаты в свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы не исключает право организации (предпринимателя) ссылаться на действие таких обстоятельств и доказывание их наличия перед контрагентами и в суде.

В соответствии со специальным Положением ТПП РФ решение о выдаче заключения об обстоятельствах форс-мажора принимается в каждом конкретном случае, исходя из условий контракта и документов компетентных органов Российской Федерации, подтверждающих наличие события, на которое организация ссылается в своем заявлении.

В 2021 году правовое управление уже выдало 300 заключений и продолжает работу над рассмотрением других обращений. Значительной проблемой является неспособность заявителей предоставить объективную информацию из-за недостатков системы управленческого учета и организации труда. По каждому обращению, даже при отсутствии возможности положительного решения, управление дает официальный мотивированный ответ, содержащий рекомендации и предложения по существу вопросов.

Наибольшее число обращений, 210 из 693, содержали информацию о невозможности соблюдения сроков исполнения обязательств по договорам поставки товаров, выполнения работ (оказания услуг) из-за проблем с вынужденной остановкой предприятий, ограничением доступа персонала на объект, нарушения кооперационных обязательств.

157 обращений было связано с необходимостью пересмотра условий арендных отношений, вызванной временной остановкой предприятий, прежде всего торговли и общепита, и значительным сокращением выручки. Следует отметить, что в рамках государственной поддержки бизнеса в период пандемии органы государственной власти и муниципалитеты предоставили льготные ставки по арендной плате в принадлежащих им зданиях, чего нельзя сказать о большом количестве частных арендодателей, продолжавших настаивать на ранее согласованных условиях аренды.

Другими проблемами, вызвавшими обращение на «Горячую линию», были названы задержки с выполнением подрядных договоров, а также кредитных обязательств перед банками и лизинговыми компаниями, 130 и 122 запроса соответственно.

Продолжает оставаться не решенной до конца проблема изменения условий государственных (муниципальных) контрактов по причинам, связанным с коронавирусом.

Внесенные изменения в часть 65 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливают, что по соглашению сторон государственного (муниципального) контракта разрешалось вносить изменения в некоторые условия контракта (например, в части срока исполнения обязательств, цены контракта).

Таким образом, федеральным законом был установлен особый порядок изменения заключенных контрактов в связи с коронавирусом вместо освобождения от ответственности по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 401 ГК РФ (обстоятельства непреодолимой силы).

Сложилось положение, при котором государство в целях обеспечения государственных и общественных интересов признало и закрепило в федеральном законодательстве необходимость и возможность изменений условий контрактов по соглашению сторон. Но при этом на практике заказчики даже при очевидном влиянии угрозы распространения коронавируса на возможность исполнения контрактов уклонялись от внесения в контракты изменений.

В текущем году работа «Горячей линии» ТПП Ростовской области будет продолжена http://www.tppro.ru/news/4834.html

Пресс-служба ТПП РО

Поделиться

Следующие новости